Формирование речи и слухового восприятия у детей с минимальными нарушениями слуха

Даты
проведения
Название семинара Цена Время проведения
 

Черкасова Елена Леонидовна

Доцент кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук.

Является автором более 90 научных трудов по актуальным вопросам логопедии и смежных проблем. Проводит исследования в области комплексных речевых нарушений, дифференциальной диагностики и коррекционной работы с учетом индивидуальной структуры речевого дефекта. Раскрыла особенности речевого развития и диагностики детей, имеющих минимальное (пограничное с нормой) снижение остроты слуха (на 15-25 дБ). Ею изучены: вербально-коммуникативная деятельность, речевое поведение школьников с системным недоразвитием всех языковых подсистем, вербально-коммуникативное взаимодействие педагога и обучающихся. 
Елена Леонидовна осуществляет проекты в области специальных коррекционных и инклюзивных практик, программ специального образования, учебно-методического обеспечения общего (специального) и высшего образования.
Является членом редакционного совета научно-методического журнала «Логопедия» и членом редакционного комитета журнала «Forum logopedyczne» Польского логопедического сообщества
    
Автор книг:
    Речь детей с заболеваниями лор-органов.- М.: Национальный книжный центр,  2017.
    Логопедическая работа с детьми при снижении слуха // Логопедия. Теория и практика: Глава 16 / Под ред. д.п.н. проф. Т.Б. Филичевой – М. : Эксмо, 2017.
    Алалия // Логопедия. Теория и практика: Глава 8 / Под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б. – М. : Эксмо, 2017 ( в соавторстве с С.Н. Шаховской)
    ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования / Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой.- 2-е изд.- М.: Национальный книжный центр, – 2016.
     Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста: изучение, диагностика, развитие: Учебно-методическое пособие.- М.: НКЦ, 2015.
    Работаем по ФГОС основного общего образования: Программа коррекционной работы: Программно-методические материалы / Под ред. Черкасовой Е.Л. – М.: УЦ Перспектива, 2015.
    Работаем по ФГОС среднего общего образования: Программа коррекционной работы: Программно-методические материалы / Под ред. Е.Л. Черкасовой, А.В. Лагутиной. – М.: УЦ Перспектива, 2015.
    Федеральный государственный образовательный стандарт: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой.– М.: Национальный книжный центр, 2014.
    Программа «Развитие речи.»: 2-4 классы // Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Подготовительный класс. 1–4 классы / Автор-сост. Г. В. Чиркина и др.- М.: Просвещение, 2013.
    Методы обследования минимальных нарушений слуховой функции у детей с недоразвитием речи // Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной.- 5-е изд.- М.: Аркти, 2010.
    Формирование вербально-коммуникативных умений у младших школьников с нарушением речевого развития // Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: Монография / Под ред. Г.В. Чиркиной, Л.Г. Соловьевой.- Архангельск: Поморский университет, 2009.
    Логопедическая работа с дошкольниками, имеющими нарушения речи и минимальное снижение остроты слуха // Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие / Сост. И.Ю. Кондратенко.- М.: Айрис-пресс, 2005.
    Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции: диагностика и коррекция: Учебное пособие для педагогических ВУЗов.- М.: Аркти,  2003.
 

Программа

Проблема коррекционной помощи детям с нарушениями речи и слуха чрезвычайно важна. Актуальность этой проблемы обусловлена распространенностью минимальных расстройств слуховой функции у детей разного возраста. Каждый третий-четвертый ребенок  имеет  минимальное снижение слуха (пограничное состояние между нормальным слухом и I степенью тугоухости), т.е. практически в любой группе детского сада или классе школы есть такие дети. Наиболее часто минимальное нарушение слуха встречается у детей с сенсорной алалией, дизартрией и ринолалией. 
Минимальные слуховые расстройства возникают вследствие воспалительных заболеваний лор-органов, аллергии, лечения ототоксическими препаратами и других причин. Однако в сензитивные периоды они отрицательно влияют на развитие речи и других высших психических функций, коммуникацию и обучение  детей. Чем раньше возникло минимальное снижение слуха, тем грубее недоразвитие  речи и социальная депривация. В таких случаях в раннем и дошкольном возрасте неполноценно и своеобразно формируется устная речь, а в школьном возрасте – письменная речь. 
Минимальные нарушения слуха сложно своевременно обнаружить, так как часто отсутствует острая  симптоматика, они - невыраженные, могут иметь временный характер. Поэтому логопеду необходимо владеть  приемами их ориентировочной диагностики, уметь читать аудиограмму, понимать результаты объективных исследований, целенаправленно применять педагогические методы обследования слуха.  
На семинаре будет рассмотрена поэтапная комплексная  работа логопеда с детьми,  имеющими недоразвитие речи и минимальное снижение слуха.   Особое внимание привлекут специальные методы и условия коррекции слухо-речевых нарушений.  Предлагаемая система обучения эффективна на продвинутых этапах работы над речью детей с кохлеарными имплантами. 

Программа семинара
1. Центральные и периферические нарушения слуха. Особенности слухового восприятия детей с недостатками речевого развития. 
2. Понятие о минимальных нарушениях слуха, их влиянии на развитие речи в сензитивные периоды.
3. Причины и механизмы возникновения стойких и временных минимальных нарушений слуха.
3. Методы диагностики минимальных нарушений слуха у детей (объективные, субъективные, педагогические).
4. Особенности устной и письменной речи детей, имеющих минимальные нарушения слуха.
5. Комплексная система коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи и минимальные расстройства слуха.

Пройдя обучение на семинаре, вы достигнете следующих результатов:
•    Научитесь разбираться в тонкостях анатомического строения и функционирования слухового анализатора, соотносить частотные диапазоны звуков речи с возможностями их слухового восприятия при различных   нарушениях слуха.
•    Сможете ориентироваться в существующем спектре клинических и психолого-педагогических методов диагностики слуха, читать аудиограммы, профессионально проводить ориентировочное обследование слуха ребенка педагогическими методами.
•    Овладеете глубоким анализом структуры речевого дефекта.
•    Приобретете навыки анализа ошибок  устной речи и письменных работ обучающихся как специфических маркеров нарушений слуха, точно квалифицировать происхождение ошибок, что позволит осуществлять дифференциальную диагностику сочетанных  слухо-речевых нарушений.
•    Научитесь разрабатывать индивидуально-ориентированные траектории системной коррекционной работы, создавая необходимые условия для развития слухового восприятия и речи. Сможете понять, какие звуки ребенок лучше различает, и они могут быть опорными в работе над фонетическими и фонематическими компонентами речи, а какие звуки нужно позже включать в работу, так как их признаки недостаточно различаются.

Целевая аудитория: логопеды, дефектологи, студенты дефектологических факультетов.

Место проведения: Кольская ул., дом 2, корпус 4, 3 этаж, офис 311

Время проведения: смотрите расписание

Стоимость: 3 000 руб., для юридических лиц +50% - 4 500 руб. 

По окончании выдается сертификат о повышении квалификации - 16 часов

Справки и запись по телефону: (925) 585-49-35 (Viber, WhatsApp), (495) 150-75-52

Семинар в режиме онлайн не транслируется.
 

 

Даты
проведения

Название семинара Цена Время проведения