Григоренко Наталья Юрьевна
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры логопедии института специального образования и психологии ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет».
Цель реализации программы
Формирование и совершенствование профессиональных компетенций обучающихся в области диагностики и коррекции звукопроизносительных расстройств у детей с нарушениями строения и функций органов артикуляции.
Программа семинара:
Тема 1. Теоретические аспекты произношения и дифференциальная диагностика произносительных расстройств, обусловленных нарушением строения и/или функций органов артикуляции (дислалии, дизартрии и ринолалии). Влияние аномалий зубочелюстной системы и ротовой полости на формирование звукопроизношения:
1. Онтогенез произносительной стороны речи
-
Этапы усвоения произносительной стороны речи у детей в норме.
-
Основные компоненты процесса звукопроизношения.
-
Фонематическое восприятие и особенности его развития в онтогенезе.
-
Физиологические несовершенства фонетической стороны речи детей и их отличие от нарушений звукопроизношения.
-
Компоненты звуковой культуры речи: ритмико-мелодическая сторона и система фонем (звуков речи).
2. Дизонтогенез фонетической стороны речи
-
Понятие о недостатках фонетической стороны речи у детей, и этиология возникновения нарушений звукопроизношения.
-
Лингвистическая характеристика нарушений звукопроизношения.
-
Звуки речи (в русском языке), наиболее подверженные искажению при произношении нормативная артикуляция и недостатки произношения).
3. Дифференциальная диагностика произносительных расстройств: дислалии, дизартрии и ринолалии.
Сравнение произносительных расстройств на основе определений, механизмов, этиологии, форм и видов, специфики нарушений звукопроизношения, недостатков других компонентов произносительной стороны речи, особенностей нарушения артикуляционной моторики.
4. Основные аспекты логопедической диагностики звукопроизносительных расстройств
-
Принципы и задачи речевого обследования детей, имеющих нарушения произношения звуков речи.
-
Структура логопедического обследования.
-
Основные направления речевой диагностики детей с дислалией: детальное изучение строения и подвижности органов артикуляционного аппарата, исследование состояния фонетического строя речи и фонематического восприятия.
-
Методика исследования состояния артикуляционной моторики, звукопроизношения и фонематического восприятия, основные способы и приемы диагностики.
-
Принципы подбора наглядного и речевого материала для обследования фонетического строя речи и фонематических процессов.
-
Оформление результатов речевого обследования. Логопедическое заключение и рекомендации по итогам речевого обследования детей с недостатками фонетической стороны речи.
5. Понятие нетяжелых аномалий органов артикуляции (нарушения прикуса, аномалии формы и размера языка; короткая и укороченная уздечка языка; короткая и укороченная уздечек губ).
6. Влияние аномалий зубочелюстной системы и ротовой полости на формирование звукопроизношения (проявления механической дислалии и отягощенного варианта дизартрических расстройств).
Тема 2. Нормативное и нарушенное произношение звуков речи. Этапы и приемы логопедической коррекции нарушений звукопроизношения:
1. Нормативное произношение звуков раннего и позднего речевого онтогенеза
-
Нормативное произношение гласных звуков.
-
Нормативное произношение согласных звуков раннего речевого онтогенеза.
-
Нормативное произношение согласных звуков позднего речевого онтогенеза (группы свистящих, шипящих звуков, звуков [Л, Л] [Р, Р], заднеязычные.
2. Наиболее часто встречающиеся нарушения звукопроизношения (звуки позднего онтогенеза)
3. Основные этапы и общее содержание логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения
-
Основные этапы последовательной коррекционно-педагогической работы по преодолению у детей недостатков звукопроизношения: подготовительный этап.
-
Этап формирования произносительных умений и навыков: способы и приемы работы по формированию звукопроизносительных умений и навыков.
-
Этап автоматизации звукопроизносительных навыков.
-
Этап дифференциации звуков близких по акустическим и артикуляционным признакам.
-
Развитие произношения звуков в самостоятельной речи детей в различных коммуникативных ситуациях.
4. Специфика работы над звукопроизношением при дислалии, дизартрии и ринолалии.
5. Основные приемы постановки, автоматизации и дифференциации звуков различных фонетических групп
Коррекционно-логопедическая работа по постановке, автоматизации, дифференциации и введении в самостоятельную речь свистящих, шипящих звуков, звуков [Л, Л] [Р, Р], заднеязычные.
6. Приемы фонетической ритмики в рамках коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения, фонационного выдоха, собственно речевого дыхания и голоса.
Тема 3. Технологии преодоления нарушений артикуляционной моторики (основы дифференцированного логопедического массажа; приемы растягивания укороченной уздечки языка; локальная контрастотермия; миодыхательная гимнастика; систематизация артикуляционных упражнений, пассивная и активная артикуляционная гимнастика):
1. Технологии нормализации тонуса артикуляционных мышц и формирования артикуляционной базы звукопроизношений у дошкольников: методика логопедического массажа, комплексы пассивной и активной артикуляционной гимнастики, миогимнастика в работе с детьми с механической дислалией, ринолалией и дизатрией.
-
Дифференцированный логопедический массаж. Авторские методики О.Г. Приходько, Е.А. Дьяковой, Е.В. Новиковой и др.
-
Зондовый массаж.
-
Массаж, направленный на растягивание уздечки языка (Н.Ю. Григоренко)
-
Пассивная и активная артикуляционная гимнастика.
-
Методика миотерапии.
-
Локальная контрастотермия.
Тема 4. Технологии формирования речевого слуха:
1. Игровые приемы формирования речевого слуха
-
У детей раннего возраста
-
У детей дошкольного возраста
-
У детей младшего школьного возраста
Целевая аудитория: логопеды, дефектологи, психологи, студенты дефектологических факультетов, родители, воспитатели
Место проведения: ул. Кольская, д. 2, корп. 4, 3 этаж, офис 303
Время проведения: смотрите в расписании выше
Стоимость: 3 000 руб., для юридических лиц +50% - 4 500 руб.
По окончании выдается сертификат о повышении квалификации - 16 часов.
Справки по телефону: +7 (495) 150-75-52, +7 (925) 585-49-35 (Viber, WhatsApp).
В семинаре можно принять участие в режиме онлайн.
Трансляция проходит в режиме реального времени, без записи.
Сертификаты слушателям онлайн высылаем Почтой России.
Дя юридических лиц + 50% к стоимости.