Технологии коррекции произносительных и миофункциональных расстройств у детей с нарушением строения и функций органов артикуляции

Даты
проведения
Название семинара Цена Время проведения
 

Григоренко Наталья Юрьевна

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры логопедии института специального образования и психологии ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет». 

Программа

Цель реализации программы

Формирование и совершенствование профессиональных компетенций обучающихся в области диагностики и коррекции звукопроизносительных расстройств у детей с нарушениями строения и функций органов артикуляции.

Программа семинара:

Тема 1. Теоретические аспекты произношения и дифференциальная диагностика произносительных расстройств, обусловленных нарушением строения и/или функций органов артикуляции (дислалии, дизартрии и ринолалии). Влияние аномалий зубочелюстной системы и ротовой полости на формирование звукопроизношения:

1. Онтогенез произносительной стороны речи

  • Этапы усвоения произносительной стороны речи у детей в норме.

  • Основные компоненты процесса звукопроизношения.

  • Фонематическое восприятие и особенности его развития в онтогенезе.

  • Физиологические несовершенства фонетической стороны речи детей и их отличие от нарушений звукопроизношения.

  • Компоненты звуковой культуры речи: ритмико-мелодическая сторона и система фонем (звуков речи).

 

2. Дизонтогенез фонетической стороны речи

  • Понятие о недостатках фонетической стороны речи у детей, и этиология возникновения нарушений звукопроизношения.

  • Лингвистическая характеристика нарушений звукопроизношения.

  • Звуки речи (в русском языке), наиболее подверженные искажению при произношении нормативная артикуляция и недостатки произношения).

 

3. Дифференциальная диагностика произносительных расстройств: дислалии, дизартрии и ринолалии.

Сравнение произносительных расстройств на основе определений, механизмов, этиологии, форм и видов, специфики нарушений звукопроизношения, недостатков других компонентов произносительной стороны речи, особенностей нарушения артикуляционной моторики.

4. Основные аспекты логопедической диагностики звукопроизносительных расстройств

  • Принципы и задачи речевого обследования детей, имеющих нарушения произношения звуков речи.

  • Структура логопедического обследования.

  • Основные направления речевой диагностики детей с дислалией: детальное изучение строения и подвижности органов артикуляционного аппарата, исследование состояния фонетического строя речи и фонематического восприятия.

  • Методика исследования состояния артикуляционной моторики, звукопроизношения и фонематического восприятия, основные способы и приемы диагностики.

  • Принципы подбора наглядного и речевого материала для обследования фонетического строя речи и фонематических процессов.

  • Оформление результатов речевого обследования. Логопедическое заключение и рекомендации по итогам речевого обследования детей с недостатками фонетической стороны речи.

5. Понятие нетяжелых аномалий органов артикуляции (нарушения прикуса, аномалии формы и размера языка; короткая и укороченная уздечка языка; короткая и укороченная уздечек губ).

6. Влияние аномалий зубочелюстной системы и ротовой полости на формирование звукопроизношения (проявления механической дислалии и отягощенного варианта дизартрических расстройств).

 

Тема 2. Нормативное и нарушенное произношение звуков речи. Этапы и приемы логопедической коррекции нарушений звукопроизношения:

1. Нормативное произношение звуков раннего и позднего речевого онтогенеза

  • Нормативное произношение гласных звуков.

  • Нормативное произношение согласных звуков раннего речевого онтогенеза.

  • Нормативное произношение согласных звуков позднего речевого онтогенеза (группы свистящих, шипящих звуков, звуков [Л, Л] [Р, Р], заднеязычные.

2. Наиболее часто встречающиеся нарушения звукопроизношения (звуки позднего онтогенеза)

3. Основные этапы и общее содержание логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения

  • Основные этапы последовательной коррекционно-педагогической работы по преодолению у детей недостатков звукопроизношения: подготовительный этап.

  • Этап формирования произносительных умений и навыков: способы и приемы работы по формированию звукопроизносительных умений и навыков.

  • Этап автоматизации звукопроизносительных навыков.

  • Этап дифференциации звуков близких по акустическим и артикуляционным признакам.

  • Развитие произношения звуков в самостоятельной речи детей в различных коммуникативных ситуациях.

4. Специфика работы над звукопроизношением при дислалии, дизартрии и ринолалии.

5. Основные приемы постановки, автоматизации и дифференциации звуков различных фонетических групп

Коррекционно-логопедическая работа по постановке, автоматизации, дифференциации и введении в самостоятельную речь свистящих, шипящих звуков, звуков [Л, Л] [Р, Р], заднеязычные.

6. Приемы фонетической ритмики в рамках коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения, фонационного выдоха, собственно речевого дыхания и голоса.

 

Тема 3. Технологии преодоления нарушений артикуляционной моторики (основы дифференцированного логопедического массажа; приемы растягивания укороченной уздечки языка; локальная контрастотермия; миодыхательная гимнастика; систематизация артикуляционных упражнений, пассивная и активная артикуляционная гимнастика):

1. Технологии нормализации тонуса артикуляционных мышц и формирования артикуляционной базы звукопроизношений у дошкольников: методика логопедического массажа, комплексы пассивной и активной артикуляционной гимнастики, миогимнастика в работе с детьми с механической дислалией, ринолалией и дизатрией.

  • Дифференцированный логопедический массаж. Авторские методики О.Г. Приходько, Е.А. Дьяковой, Е.В. Новиковой и др.

  • Зондовый массаж.

  • Массаж, направленный на растягивание уздечки языка (Н.Ю. Григоренко)

  • Пассивная и активная артикуляционная гимнастика.

  • Методика миотерапии.

  • Локальная контрастотермия.

 

Тема 4. Технологии формирования речевого слуха:

1. Игровые приемы формирования речевого слуха

  • У детей раннего возраста

  • У детей дошкольного возраста

  • У детей младшего школьного возраста

 

Целевая аудитория: логопеды, дефектологи, психологи, студенты дефектологических факультетов, родители, воспитатели

Место проведения: ул. Кольская, д. 2, корп. 4, 3 этаж, офис 303

Время проведения:  смотрите в расписании выше

Стоимость: 3 000 руб., для юридических лиц +50% - 4 500 руб.

По окончании выдается сертификат о повышении квалификации - 16 часов. 

Справки по телефону: +7 (495) 150-75-52, +7 (925) 585-49-35 (Viber, WhatsApp).

 

В семинаре можно принять участие в режиме онлайн.

Трансляция проходит в режиме реального времени, без записи.

Сертификаты слушателям онлайн высылаем Почтой России.

Дя юридических лиц + 50% к стоимости.

 

 

Даты
проведения

Название семинара Цена Время проведения