КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ II ГРУППЫ РДА

При нарушении какого-то из бытовых стереотипов аутичные дети этой группы испытывают панический страх (его называют генерализированным). Источником такого страха служит не конкретный человек, а само изменение окружающей среды и привычного поведения близких людей. Дети с РДА II группы могут самостоятельно что-то делать только в случае, если окружающая их обстановка привычна и неизменна. Т.к. этого достичь практически невозможно, то дети постоянно находятся в состоянии тревоги и страха. Для своей защиты ребенок использует приемы аутостимуляции, которые могут достигать максимального уровня при попадании в незнакомую обстановку. При этом ребенок с РДА может кричать, прыгать, размахивать руками и раскачиваться.

Чтобы снизить такие проявления, психолог начинает подпевать аутичному ребенку в такт его раскачиваний и тем самым привносит положительную эмоциональную окраску. Чуть позже, в игровых ситуациях, психолог выясняет причину страха ребенка. Для этого выбирается какое-то безопасное место, где психолог вместе с аутичным ребенком «прячутся». Ребенок чувствует себя в безопасности. Постепенно ребенок начинает проявлять агрессивные действия в отношении предметов, которые его пугают. Он может толкнуть пугающий его предмет или бросить на пол игрушку, которая доставляет ему неприятные ощущения. Как результат, начинают формироваться механизмы преодоления страхов ребенка с РДА. Психологу необходимо использовать приемы, показывающие незначительность неприятного объекта. Интонация психолога должна быть при этом уверенной и спокойной. Нельзя объяснять ребенку, что бояться не нужно, это только усилит страх.