КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ II ГРУППЫ РДА

У детей с РДА этой группы еще недостаточно приспособительных реакций и способов защиты от дискомфортных воздействий окружающих среды. Как форма агрессии, у этих детей присутствует самоагрессия. Она проявляется при резком изменении привычной для ребенка ситуации. Ребенок с РДА причиняет себе боль; при этом способы воздействия на него путем уговоров, которые были эффективны для аутичных детей первой группы, имеют противоположное воздействие: ребенок только усиливает самоагрессию. Для ее прекращения необходимо восстановить привычную для ребенка обстановку. Если этого сделать не удается, то психолог начинает переживать неприятную ситуацию вместе с ребенком, крича с ним одновременно. Ребенок обычно замолкает, т.к. происходит пресыщение ребенка отрицательными эмоциями.

Детям с РДА второй группы присущи проявления агрессии по отношению к людям и предметам, которые окружают их. Аутичные дети с агрессией относятся к определенным игрушкам и предметам, рвут их, бросают и т.д. Чтобы исключить эти проявления, необходимо убрать из поля зрения аутичного ребенка именно то, что которые вызывает у него негативную реакцию, и попытаться привлечь его внимание приятными и аффективно значимыми предметами.

При агрессивных действиях, направленных на людей, ребенок с РДА может стараться ущипнуть человека, прижаться к его ногам и т.д. При появлении этих реакций необходимо быстро переключить внимание ребенка, чтобы он не успел зафиксироваться на них. При взаимодействии с аутичным ребенком нельзя лишний раз провоцировать его на агрессию и привлекать внимание теми деталями внешнего облика или предметами одежды, которые вызывают у него приступы агрессии. При отвлечении ребенка необходимо дать ему понять, что взрослый относится к нему положительно. Эффективным является тактильный контакт, который может происходить очень длительное время. Нужно носить ребенка с РДА на руках, качать его, обнимать, это способствует снижению агрессивных действий в отношении к людям.