КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ IV ГРУППЫ РДА

Проявления агрессии у этих детей с РДА обычно минимальны. Однако в любой провокационной ситуации агрессия может стать явной. Вербальные формы агрессии преобладают над физическими, аутоагрессия — над агрессией в отношении к другим людям.

Агрессия по отношению к самому себе возникает у аутичного ребенка в том случае, если в результате какой-либо деятельности он терпит неудачу. Обычно дети обвиняют самих себя. Для избавления от этих проявлений или для их ослабления психологу необходимо поднять тонус ребенка и придать ему большую уверенность в себе. Ребенка следует постоянно хвалить, приободрять.

В ситуациях, когда ребенок с РДА чувствует себя неуютно, могут возникать физические агрессии: ребенок разбрасывает игрушки, топчет их ногами. Для детей этой группы уже характерно осознание своего поведения как неправильного, поэтому в сюжеты игр нужно сразу вводить элементы, помогающие пережить агрессию.

При проведении коррекционных мероприятий необходимо воздействовать на поведение ребенка в целом. Такая организация помогает правильно воздействовать на отдельные проявления РДА — такие, как страхи, агрессия и др.

Другой методикой, применяемой при коррекции РДА, является прием холдинг- терапии. Этот прием обычно применяется при установлении контакта между матерью и аутичным ребенком I группы. Этот метод был предложен доктором М. Велш. Заключается он в том, что мать берет ребенка на руки, крепко прижимает его и держит лицом к лицу. Вначале ребенок активно сопротивляется, может кусаться и вырываться. Мать пытается удержать аутичного ребенка и установить с ним контакт глазами. Если ребенку удается вырваться и убежать, то он, как правило, не выходит из комнаты. Мать должна держать ребенка до тех пор, пока он не расслабится и не прижмется к ней. Это происходит примерно через час холдинг-терапии. Ребенок с РДА может начать контактировать с матерью и другими взрослыми людьми. Если при использовании холдинг-терапии ребенок уснет на руках у матери, это считается хорошим признаком. Автор этого приема считает, что такую терапию нужно проводить каждый день, и дополнительно при неблагоприятных для ребенка ситуациях.

При использовании этого метода, нужно, кроме матери, привлекать и других членов семьи. Мать держит на руках аутичного ребенка, а другие родственники поддерживают мать. Холдинг-терапия, по мнению М. Велш, оказывает воздействие одновременно на мать и на ребенка-аутиста и почти всегда дает положительные результаты, если терапия применялась правильно и не прерывалась.

Практика доктора Велш показала, что применение холдинг-терапии дает сильный толчок развитию ребенка и способствует его адаптации. Прием холдинг-терапии многие педагоги сравнивают с шоковой терапией и относят к острым приемам воздействия. Но этот прием не является противоестественным. В неблагоприятные моменты ребенок всегда ищет поддержки у матери, и мать отвечает на его призыв. Матери аутичного ребенка не хватает контактов с ним, как физических, так и эмоциональных, и в процессе холдинг-терапии она их получает, так же как и ребенок.

Автор данной методики подчеркивает, что психолог не должен заменять мать. Он может присутствовать при терапии и помогать членам семьи осуществлять этот прием. Психолог должен принудить мать держать ребенка, наблюдать за ней и ребенком и разъяснять матери те или иные проявления поведения ребенка, которые ей самой не понятны. Дополнительно он организовывает поведение других членов семьи и объясняет им их роль при проведении холдинг-терапии.

М. Велш обращает внимание на то, что при проведении холдинг-терапии присутствие только матери не дает такой положительной динамики и прогресса, когда в ней участвуют еще и (и прежде всего) отец и другие члены семьи (бабушка, дедушка, братья и сестры). Также автор отмечает, что нельзя прерывать ни сам сеанс холдинг-терапии, ни ее проведение в целом.

Авторы предыдущей методики также использовали прием холдинг-терапии и составили свою картину ее последствий. Сеанс холдинг-терапии длится от 30 минут до 1,5 часа. Ребенок не сразу оказывает сопротивление матери: обычно это происходит к третьему сеансу. Ребенок с РДА сопротивляется меньше, если мать применяет нетрадиционные приемы для его успокоения. Например, объясняет ребенку, почему она его так крепко держит, а не пытается переключить его внимание на что-то другое. Исследователи отмечают, что во время приступов сопротивления все дети-аутисты активно пользуются речью на доступном им уровне. Также ими было замечено, что почти все дети на протяжении сеанса холдинг-терапии, который длится около 1 часа, демонстрируют целенаправленное поведение при оказании сопротивления своей матери, проявляют физическое и психическое воздействие, дополняя их вербальными средствами, выражая свой протест словами, т.е. объясняя, почему они не хотят оставаться на руках у матери. Такое поведение проходит быстрее, если в холдинг-терапии участвуют хотя бы двое взрослых, включая мать.

После того как ребенок с РДА прекращает сопротивляться, он начинает смотреть матери в глаза, на ее рот, повторяя при этом за ней отдельные слова. Постепенно ребенок расслабляется и обнимает мать.

После проведения холдинг-терапии, через 10-15 минут дети активно ищут контактов со взрослыми и потом в течение некоторого времени способны на подражание. Они почти не использует стереотипы. Авторы, проводившие холдинг- терапию, отмечают, что ее применение никогда не наносило вреда ребенку и не оказывало какого-либо психотравмирующего действия. Дети становились более спокойными и ласковыми.

Другими изменениями поведения детей с РДА можно назвать такие изменения, как: ребенок охотнее идет на контакт с матерью и другими близкими людьми, стремится на руки к матери, сам спрашивает мать и отвечает на ее вопросы. Улучшается эмоциональное состояние детей с РДА, у них повышается настроение; они становятся менее тревожными, уменьшаются страхи.

Агрессивные проявления у детей сглаживаются. Дети принимают активное участие в играх, используют сюжетные линии, прибегают к помощи взрослых и могут использовать игрушки. Почти все активнее используют в своих контактах речь. Дети повторяют слоги и слова за матерью. При обращении они не кричат и не жестикулируют, а говорят. Речь уже относится к реальной ситуации, а не произносится в никуда. У всех детей появляется интерес к ровесникам, и при играх они стремятся подойти к ним.

Также отмечено, что после проведения холдинг-терапии некоторые дети способны к обучению: родители занимаются с ними счетом или учат буквы.

Кроме положительных случаев применения этого метода, данные авторы описывают и некоторые отрицательные. У детей иногда наблюдается расстройство сна и усиление аутостимуляции, т.е. каких-либо двигательных или вокализированных стереотипий. Это может быть связано с тем, что в одних случаях прием холдинг-терапии был прерван, а в других эмоциональная нагрузка на аутичных детей оказалась слишком сильной для них, и они не могли с ней справиться.