РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ

Ранний детский аутизм (РДА) – стойкое нарушение, возникающее без видимой причины и преобладающие во всем поведении ребенка. Это нарушение психического развития сопровождается речевыми, поведенческими и иногда интеллектуальными расстройствами. Дети с аутизмом избегают общения даже с близкими людьми, у них обычно множество страхов, отсутствует интерес к окружающему миру. Им нередко трудно овладеть социально-бытовыми навыками, даже если их интеллектуальное развитие опережает биологический возраст.

Детей с ранним детским аутизмом отличает ритуальное поведение, проявляющееся в повторении одних и тех же действий или движений. Они часто бывают заторможенными, или же, напротив, импульсивны и агрессивны. По сравнению со здоровыми сверстниками, такие дети значительно реже жалуются. У детей с РДА нередко отмечается отказ от приема пищи и нарушения сна.

С первых месяцев жизни у детей с ранним детским аутизмом отсутствует выразительная мимика. Они не улыбаются окружающим. При общении со взрослым такой ребенок как будто не замечает его, также отмечаются неадекватные реакции на воздействия окружающей среды. Нередко развивается болезненная зависимость от матери, и любые попытки отрыва от матери приводят к протестному поведению.

Социализации такого ребенка мешает негативизм – стремление противодействовать просьбам окружающих. Поведение ребенка с ранним детским аутизмом зачастую противоречиво, на фоне сильных беспочвенных страхов (таких, как страх слишком яркого света) он может терять чувство реальной опасности, залезая слишком высоко на деревья, перебегая улицу, уходя далеко от дома.

Родители, видя такое поведение, воспринимают эти проявления аутизма как упрямство, пытаясь силой, наказаниями заставить ребенка подчиняться.

Психологическая диагностика детей с РДА не должна сводиться только к оценке интеллектуальной сферы. Данные об интеллектуальных способностях должны быть рассмотрены в контексте особенностей психического развития (зачастую, ребенок не отвечает на вопросы психолога не потому, что не знает ответа, а потому что уклоняется от общения).

Одним из основных признаков РДА является нарушение речевого развития.

Общими признаками нарушения речевого развития у детей с РДА являются:

1. Нарушение коммуникативной функции речи – выражается в избегании общения, речь автономна, лишена связи с ситуацией.

2. Стереотипность речи, нарушение звукопроизношения, темпа и плавности речи.

3. Позднее появление в речи ребенка местоимения «я» и других личных местоимений в первом лице, причиной этого является нарушение самосознания.

К 2,5-3 годам семья понимает, что ребенок не капризен, а болен. Первым шагом в процессе лечения и обучения ребенка является установление контакта с ним. Важно исследовать его возможности, особенности и интересы.

Для того чтобы ребенок следовал указаниям взрослого, можно на первом этапе использовать его потребности - например, если ребенок хочет пить, попросить его сначала сесть на стул. Важно адекватно реагировать на крики ребенка, нередко сопровождающие отказ от выполнения требований взрослого. Если отменить требование в ответ на крик, такое поведение может закрепиться. Невозможность овладеть навыками самообслуживания зачастую связана со страхами. Необходимо убедиться, что ребенок не боится шума воды, попадания мыла в глаза.

Наблюдения показывают, что лучше всего закрепляется то поведение, которое награждается не каждый раз, а время от времени.

Уменьшению тревожности таких детей способствует временная организация жизни – раз и навсегда установленный распорядок дня, семейные привычки и традиции, при которых последовательность действий предсказуема. Они должны неукоснительно соблюдаться, повторяясь изо дня в день – еда, игра, прогулка, сон.

При развитии речи ребенка с аутизмом важное значение играет формирование мотивации к общению. Полезно будет стимулировать высказывания ребенка во время взаимодействия с логопедом. Этому могут помочь игры и речевые диалоги во время игр.

Помните, что при обучении ребенка с ранним детским аутизмом важен ритм занятий. Они могут быть сначала очень короткими (3-5 минут), но интенсивными, нужно, чтобы ребенок добивался успеха – это формирует мотивацию к последующим занятиям.