УСТАНОВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА С ДЕТЬМИ I ГРУППЫ

У детей этой группы аутизм выражен в наибольшей степени, потребность в общении у них не формируется. Ребенок избегает контактов, ему безразличны эмоции других людей. Дети этого уровня воспринимают людей как неодушевленные предметы, например, как лесенку, по которой они забираются, чтобы достать нужную им вещь. К человеку аутичные дети обращаются лишь в крайних случаях. Редкие механические контакты детей с взрослыми происходят в тех случаях, когда первые сами не могут удовлетворить свои потребности.

Первой задачей является снятие отрицательной оценки ребенком взрослого человека. На первых этапах работы педагог, который работает с ребенком, должен избегать прямых контактов с ним, т.е. не смотреть прямо на него и обращаться к ребенку словом или жестом. Вначале ребенок должен просто привыкнуть к присутствию рядом с ним взрослого человека. Если аутичный ребенок будет испытывать неудобства, он может повернуться спиной к взрослому или уйти из комнаты. Нельзя удерживать ребенка насильно, это приведет только к отрицательному результату. Постепенно его поведение должно нормализоваться. Когда это произошло, психолог начинает иногда обращать свой взгляд на ребенка. Взгляд и улыбка должны быть короткими. Если взгляды случайно встретились, взрослый должен отвернуться от ребенка быстрее него. Когда ребенок перестанет отрицательно относиться к взрослому, он начнет приближаться к нему и в последующем касаться его.

После этого можно переходить к решению второй задачи — пытаться установить к себе положительное отношение ребенка с РДА. Дети этой группы часто прыгают со стула на стул и карабкаются по мебели. Иногда им необходима физическая поддержка, и присутствие взрослого оказывается весьма кстати. Постепенно ребенок сам начинает тянуть руку для опоры и поддержки, тогда психолог может увеличить тактильное воздействие. Взрослый начинает поддерживать ребенка более активно, а затем и переносить его через препятствия. Если ребенок начинает напрягаться, то нужно его отпустить. При совместном движении взрослый может начать говорить, но не обращаясь прямо к ребенку и не называя его по имени. Психолог шепотом или тихим голосом комментирует происходящее вокруг и называет предметы, находящиеся рядом с ребенком. Постепенно психолог удерживает ребенка с РДА несколько дольше, чем раньше, качает или кружит его. Происходит вестибулярная стимуляция ребенка, которая окрашена для него положительно. При этом ребенок впервые начинает проявлять признаки удовольствия, может начать улыбаться. Возможны секунды прямого взгляда друг на друга.

Такой вид работы требует от психолога значительной физической выносливости, т.к. ребенок почти постоянно находится на руках у взрослого. Аутичный ребенок находится лицом к лицу с психологом. Необходимо фиксировать аффективную реакцию ребенка на улыбку взрослого ответной улыбкой. В эти моменты психолог осторожно произносит ласковые слова, называет ребенка по имени.

Если ребенок пытается уйти, задерживать его не нужно. Но лучше дать ребенку возможность отдохнуть, не прерывая с ним тактильного контакта. Для этого, продолжая держать ребенка на руках, необходимо положить его голову на плечо, отвернув от своего лица, и походить по комнате. В эти моменты отдыха можно подходить к различным вещам, которые привлекают ребенка.

Работу можно считать успешной, если ребенок начинает расслабляться на руках, обхватывать взрослого за шею, если при тактильном контакте ребенок получает удовольствие, самостоятельно приближается к лицу взрослого и ощупывает его, смотрит психологу в глаза. Со временем ребенок может самостоятельно подойти к взрослому (обычно он подходит сзади) и даже обнимать его.

Когда аффективный контакт между психологом и аутичным ребенком налажен, можно переходить ко второму этапу работы — развивать формы аффективного контакта с окружающим. Эта работа длится дольше, чем предыдущая, и может занять несколько лет. Это происходит из-за огромной пресыщаемости такого ребенка. Психолог постоянно находится около ребенка и комментирует ему происходящее вокруг: объясняет значение предметов и событий. Постепенно он усложняет информацию, которую дает ребенку. Здесь используется следующий прием: какие-то предметы, события или действия обозначаются для ребенка в письменной форме. Ребенок может показывать на таблички со словами и выражать свои желания или отвечать на вопросы взрослых. Но, несмотря на это, такие дети остаются мутичными, бытовые контакты даже с близкими людьми затруднены. Вначале бытовые контакты ребенка происходят посредством рук взрослого, который держит руки ребенка в своих. Однако впоследствии ребенок с РДА не может произвольно использовать эти навыки без помощи взрослого. Другим способом коррекции является создание ритмической организации аффективных контактов и постепенное введение в эти контакты различной сенсорной стимуляции. Это могут быть игры с водой, музыкальными игрушками. Выбирается песня, и на ее ритмический рисунок накладывается эмоциональный контакт. Одним и тем же словам должны соответствовать одни и те же действия. Пространство комнаты тоже разделяется ритмически: выбираются несколько мест и соответствующий им тип контакта. Переход от одного места к другому происходит в определенной последовательности, по мере пресыщения аутичного ребенка предыдущим видом контакта; взрослый должен перейти в другую зону прежде, чем пресытится ребенок. Постепенно в этих контактах начинают просматриваться элементы игры. Взрослый сознательно создает ситуации, в которых ребенку необходимо проявлять аффективные действия. Эти моменты должны многократно закрепляться. Однако важно не пресытить ребенка ими, иначе можно потерять наработанные формы контакта. Работа должна вестись дозированно и индивидуально. Развитием этой аффективной игры может быть введение в нее простейших элементов сюжета. Они заключаются в комментировании взрослым действий ребенка и постепенном введении в игру музыкальных игрушек и инструментов, предметов быта. Действия с этими предметами производит то ребенок, то взрослый. Уместной здесь будет игра ребенка и двух взрослых, один из которых помогает ребенку и играет его руками. Постепенно эта помощь должна уменьшаться и подталкивать аутичного ребенка к самостоятельным действиям.