ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ

Начальная подготовка ребенка к школе состоит из нескольких этапов – развитие психических функций – памяти, внимания, мышления, развитие мелкой моторики, слухового внимания, формирование простейших математических представлений, а также подготовка руки к письму. Подготовка к обучению письму начинается задолго до прихода ребенка в школу.

Развитию полезных для обучения письму навыков поможет рисование, занятия лепкой из пластилина, глины, теста, массаж кончиков пальцев. Полезны будут все упражнения на развитие мелкой моторики рук – пальчиковая гимнастика, нанизывание бусин, застегивание пуговиц, конструирование из бумаги, катание мелких камешков или шариков пальцами, раскрашивание, завязывание узелков на веревках и т.д.

Необходимо уделить внимание тому, как ребенок держит в руке карандаш или кисть во время рисования. Впоследствии очень сложно будет переучить привыкшего неправильно держать пишущий предмет ребенка. Чтобы развить этот навык, необходимо сначала просто понаблюдать – как ваш малыш держит карандаш. Правильный захват выглядит так: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Для обучения правильному захвату можно использовать прием, при котором ребенок как бы руководит действиями взрослого, следя и направляя его. «Обучая» взрослого, ребенок и сам запоминает правильное положение пальцев при письме и рисовании.

Во время рисования рука не должна быть слишком напряжена. Чтобы избавиться от излишнего напряжения, можно попросить ребенка обводить крупные фигуры с плавным контуром размером примерно с треть альбомного листа.

Просто и эффективный способ подготовки дошкольника к обучению письму – раскрашивание. При раскрашивании картинок ребенок учится не только правильно держать в руке карандаш, но и использовать силу нажима. Раскрашивание развивает координацию движений и мелкую моторику. Для раскрашивания рекомендуется использовать цветные карандаши, а не фломастеры.

Необходимо следить, чтобы ребенок держал карандаш не слишком близко и не слишком далеко от его нижнего кончика. Верхний кончик карандаша должен быть направлен в сторону или от себя. Нажим при рисовании не должен быть слишком сильным или слишком слабым.

Но не только штрихование хорошо подготавливает руку к письму. Не следует забывать и о том, что при обучении письму важен зрительно-пространственный анализ, зрительно-моторная координация. Для развития этих навыков будет полезно не только раскрашивание и заполнение картинок штриховкой, а копирование ребенком сложных фигур.

Следующим этапом могут стать занятия по прописям – в них ребенок сможет отработать графомоторные навыки. Начинать обучение письму с букв слишком сложно, поэтому в прописях для дошкольников содержится множество рисунков, которые нужно обводить, а также простейшие упражнения на освоение элементов букв.

При подготовке руки ребенка к письму важно помнить правило: нельзя торопиться с обучением и нельзя ставить перед собой задачу быстро сформировать навык. Обучение письму - процесс длительный.