УСТАНОВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА С ДЕТЬМИ II ГРУППЫ

Дети с РДА этой группы значительно отличаются от группы предыдущей. Они очень ранимы в контактах, на прикосновения или взгляд на них могут вскрикнуть, закрыть уши и глаза руками, отшатнуться от человека. Часто в ответ они громко поют, стучат, развивают излишнюю моторную активность, чем пытаются отгородиться от внешнего контактах с людьми. Несмотря на это, такие дети с РДА все же испытывают некоторую потребность в примитивных контактах с близкими. Они нуждаются в постоянном присутствии матери, в тактильном контакте с ней. Формы контакта примитивны. Они используют мать не как эмоционально значимого для них человека, а как непременное, жизненно необходимое для них условие. В речи для выражения своих переживаний они пользуются речевыми штампами. Обычно это какие-то цитаты из песен и стихов или повторение чьих-то слов. Настроение матери такие дети могут чувствовать, но тонкое понимание ее эмоционального состояния им недоступно.

В своих контактах аутичные дети этой группы более активны, однако в их поведении существует ограниченный набор простых стереотипных реакций. От взрослых дети требуют таких же стереотипных ответов на эти реакции. Дети с РДА этой группы очень обидчивы и долго не могут забыть и простить обиды.

Коррекционная работа происходит также в два этапа. На первом этапе у ребенка развивается потребность в общении, а на втором происходит развитие форм контакта.

Поскольку у аутичных детей этой группы уже существует потребность в симбиотической связи с матерью, то задачей коррекции является расширение круга лиц, которые будут близки ребенку, и развитие эмоциональных связей с ними. Главная трудность заключается в том, что проявления каких-либо контактов со стороны незнакомых людей воспринимаются детьми как катастрофа и вызывают у них панические реакции. Поэтому главной задачей на этом этапе, как и в коррекционной работе с детьми первой группы, является создание у аутичного ребенка ощущения спокойствия и безопасности при контактах. Тактика работы постороннего для ребенка человека такая же, как и с детьми предыдущей группы. Психолог должен снять отрицательную эмоциональную оценку себя ребенком. Долгое время, находясь рядом с аутичным ребенком, он не проявляет никакой активности, избегает резких движений, шума и не обращается к ребенку ни словом, ни взглядом. Это происходит до тех пор, пока ребенок не привыкнет к постоянному присутствию постороннего человека и у него не снизится уровень тревожности до обычного. На этом этапе психолог должен избегать контактов и разговоров с матерью ребенка, чтобы не вызвать у него негативной реакции.

После того как двигательное беспокойство и проявление самоагрессии ребенка прекратятся или уменьшатся, можно говорить о том, что психолог перестал вызывать у ребенка отрицательное отношение. В это время ребенок может иногда приближаться ко взрослому. При этом психолог должен дать понять ребенку, что он хочет контактировать с ним. Этого нужно добиться при помощи улыбки и взгляда. Взгляд должен быть строго дозированным, чтобы не испугать ребенка и тем самым не нарушить налаживаемый контакт. С детьми второй группы сначала налаживается контакт глазами, а затем только — тактильный контакт, причем происходит это спустя несколько недель и даже месяцев (в этом состоит существенное отличие от работы с детьми I группы). Когда контакт установлен достаточно прочно, можно начинать подключение взрослого к аффективному поведению аутичного ребенка. Они совместно манипулируют с водой, игрушками, песком и другими значимыми для ребенка вещами и предметами. В ходе этих действий психолог наглядно показывает ребенку, что с ним, т.е. со взрослым, ребенку лучше, чем одному. Параллельно с этими действиями психолог подключается к ритму эмоциональных действий ребенка. Он подпевает ему, выстукивает ритм движений ребенка, может прыгать и раскачиваться в такт. Все эти приемы должны вызвать у ребенка потребность в повторении этих приятных для него ощущений и поставить его в некоторую зависимость от психолога. Ребенок должен понять, что совместные игры доставляют ему большее удовольствие, чем аутостимуляции. Однако психологу не следует добиваться гиперпривязанности ребенка, т.к. он постоянно не сможет находиться с ним, из-за чего аутичный ребенок может получить психическую травму. Контакты на этом этапе работы носят кратковременный характер и не должны пресыщать ребенка. Далее можно перейти ко второй задаче — усложнению самих форм контактов. Происходит постепенное расширение круга лиц, значимых для ребенка. Это способствует снижению напряжения в отношениях ребенка и матери и немного уменьшает зависимость их друг от друга.

Вначале используются простейшие игры для вызывания у ребенка с РДА эмоциональных переживаний. Это могут быть игры в «прятки», в которые обычно играют здоровые дети: взрослый то появляется, то исчезает из поля зрения ребенка. Эти игры вызывают у аутичного ребенка радость и наслаждение.

Далее при контакте с ребенком начинает использоваться речь. Вначале она служит комментарием действий ребенка — это возгласы или междометия. Эти слова используются для усиления положительного восприятия окружающего ребенком. Любые действия ребенка и психолога эмоционально комментируются последним. Бег и ходьба могут восприниматься как маршировка на параде, раскачивание ребенка на качелях, полет и т.д. Для достижения эмоционального смысла, ребенок самостоятельно начинает дополнительно вносить в эти игры свои атрибуты.

Более охотно ребенок с РДА принимает те приемы и действия, которые обычно носят запрещенный характер. Например, расплескивание воды, изображающее шторм, разбрасывание кубиков, мозаики и бумаги. Эти приемы достаточно эффективно можно использовать на начальных этапах работы. Когда происходит переход к другим действиям, ребенку иногда сложно настроиться на них, т.к. они не запрещаемы, поэтому эмоционально не так значимы для него. Достаточно долгое время психологу приходится разъяснять аутичному ребенку назначение и действия простых предметов и действия с ними. Эти предметы не несут никакой эмоциональной нагрузки для ребенка и могут раздражать его. Ребенка учат составлять пирамиды из кубиков, делать дорожки для кукол. Постепенно в его поведении просматриваются элементы уже сюжетной игры, когда ребенок начинает получать удовольствие от самого прохождения игровой ситуации, все больше сопереживает взрослому в этих играх. В качестве сюжетов выбираются наиболее эмоционально значимые для детей моменты. Это может быть приготовление пищи, кормление, поход к друзьям, поездка на автобусе и др. Построение и выбор сюжетной линии происходит совместно с психологом и позволяет наладить больший контакт между ним и ребенком.

Контакты аутичных детей строго ограничены стереотипами поведения. Они не могут пользоваться ими в непривычной ситуации и обстановке, поэтому параллельно должны осуществляться попытки ввести усвоенные стереотипы в спонтанные действия ребенка. Следует опираться на уже сложившиеся у ребенка с РДА стереотипы. Работа должна вестись в привычной обстановке. Постепенно стереотипы усложняются новыми деталями эмоционального характера, с опорой на аффективные представления детей. Эмоциональный смысл игр постепенно усложняется. Однако нельзя перегружать сюжет игры различными деталями — это может привести к пресыщению ребенка ими.

Если ребенку нужно освоить новые стереотипы поведения, можно привлечь к этой работе уже знакомого ребенку человека. В результате этой работы у аутичного ребенка могут так и не возникнуть спонтанные реакции при контактах.

В других случаях дети становятся все более активными, могут сами предлагать развитие сюжета и способы взаимодействия при контактах.