УСТАНОВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА С ДЕТЬМИ IV ГРУППЫ

Дети с РДА этой группы в эмоциональном плане сильно зависят от своих близких и очень тяжело вступают в контакт с чужими людьми. От близких они постоянно ждут похвалы и одобрения, т.е. им необходима положительная оценка. Если они не получают ее, то становятся очень тревожными, снижают активность и не могут взаимодействовать с окружающими. Такие дети-аутисты очень ласковы. Они чувствительны к тактильному и зрительному контактам, но, вместе с тем, из-за этой гиперчувствительности очень ранимы, у них могут возникнуть проявления вторичного аутистического барьера.

При коммуникации они пользуются словами, адресованными человеку. Дети с РДА высказывают свои переживания, прямо формулируя их. Но эти обращения носят примитивный характер и часто стереотипны. Мимика детей маскообразна, а интонации копируют интонации близких людей. Они понимают все буквально и крайне доверчивы. Если взрослые объясняют им подтекст, они начнут правильно понимать смысл происходящего и проявлять эмоциональную отзывчивость.

Такие аутичные дети могут физически уставать в ходе контактов, хотя эмоционально желать их. При развернутом контакте у ребенка с РДА могут проявляться трудности сосредоточения и распределения внимания; он перестает воспринимать инструкции, у него возникает моторная неловкость, в речи появляются аграмматизмы. В своем поведении ребенок строго придерживается стереотипных правил поведения, когда-то им усвоенных.

Установление контакта с аутичными детьми этой группы происходит обычным способом. При этом отсутствует необходимость вызвать у них потребность в общении. Психолог сразу переходит непосредственно к взаимодействию с ребенком. Ребенок с РДА вступит в какие-то взаимоотношения только в том случае, если от взрослого будут исходить положительные эмоции и если взрослый будет положительно оценивать его. При этом ласковый взгляд или прикосновение приятны ребенку.

Если аутичный ребенок начинает суетиться, уменьшает тактильные прикосновения, значит, его что-то тревожит, и психологу необходимо уменьшить свою активность и дать возможность ребенку отдохнуть. При правильном построении занятий ребенок с РДА активно и сразу начинает общаться с партнером, смотреть на него, тянуть куда-либо, звать играть. В дальнейшем ребенок начинает говорить более громко, лучше двигаться, мимика становится более выразительной. Все эти признаки свидетельствуют о том, что выбрано правильное направление работы.

Постепенно психолог переходит к усложнению форм контакта с аутичным ребенком. Эта работа весьма длительная, зато очень перспективная. Она позволяет ребенку в последующем улучшить эмоциональную ориентировку в окружающем. Ребенку становится легче понимать эмоции и настроение окружающих, у него уменьшается зависимость от матери, укрепляются собственные способы адаптации и т.д.

Психолог постоянно развивает у детей с РДА понимание эмоционального смысла происходящего вокруг. Для этого он комментирует все внешние действия. Комментарии должны быть эмоционально значимыми и быть привязаны к ситуации, привлекать внимание ребенка к окружающему. С помощью кубиков, пластилина, бумаги психолог в контексте с аутичным ребенком вначале моделирует ситуации, которые могут происходить с ребенком в реальности. Комментарии должны складываться в целостную картину во временном отношении. Благодаря комментариям ребенок учится понимать мотивы поведения окружающих его людей или скрытый смысл происходящего. Можно совместно с ребенком наблюдать за играми других детей и по ходу игры комментировать происходящее и объяснять ребенку скрытый смысл, если таковой присутствует. Позже психолог начинает задавать ребенку различные вопросы, касающиеся взаимоотношений между людьми, спрашивать его, почему они поступают так, или иначе, в определенных жизненных ситуациях.

Важным приемом при коррекционной работе с детьми этой группы является составление планов на день. Психолог и ребенок делают это вместе. Постепенно это план уточняется и дифференцируется.

С аутичными детьми IV группы можно отрабатывать различные моторные и речевые навыки, тренировать их внимание. Дополнительно, у ребенка уменьшается зависимость от близких, постепенно формируется положительная самооценка, при том, что даже малейшая неудача может привести его к дезадаптации и дезорганизации. Положительная оценка его поведения, наоборот, придает ему уверенности в себе.

Дети этой группы остаются ранимыми, быстро устают, менее находчивы в трудных ситуациях, чем обычные дети. В ходе развития у них детей может быть выявлена одаренность в чем-либо, соответственно чему формируются их творческие интересы.