АНАЛИЗ И ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСЛЕДСТВИЯМИ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА

Исследования в области психологических особенностей на формирование личности у детей с последствиями детского церебрального паралича проводились во многих регионах Воронежской, Орловской, Челябинской, Калининградской, Кировской областей, Республике Татарстан, где успешно применялись традиционные технологии реабилитации и восстановительного лечения, включающие коррекцию сенсорных нарушений, и многие другие.

Во Всероссийском Центре восстановительного лечения детей с детским церебральным параличом подростки находились под наблюдением в течение 10 лет и были обследованы на разных этапах социальной адаптации: в период обучения в школе и после ее окончания. Для выявления особенностей психического и, прежде всего, личностного развития участников эксперимента использовались результаты психологического обследования, проводился анализ анамнестических данных, семейной ситуации, оценивались характер и динамика психокоррекционной работы.

В ходе исследования апробировались психокоррекционные методики: групповые психокоррекционные занятия, тренинги общения, невербальные методы (арттерапия), индивидуальная психокоррекция, коррекционная работа с семьей.

Методологической основой исследования явились современные научные представления отечественных психологов об основных закономерностях формирования личности как в условиях нормального, так и аномального развития, позволившие определить не только общую теоретическую направленность, но и содержание конкретных задач работы. Идея единства и сложного динамического взаимодействия органических и социальных факторов в онтогенетическом развитии явилась в качестве ведущей как на этапах проведения исследования, так и при интерпретации его результатов.

Для изучения личности были использованы: патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), личностный ориентационный опросник М. Басса (ЛОО); дифференциально-диагностический опросник В.А. Климова (ДДО), опросник, измеряющий мотивацию к достижению цели; цветовой тест Люшера (ЦТО); исследование самооценки по Дембо-Рубинштейн; исследование самооценки профессиональных качеств и анкеты (анкета, специально разработанная для данного исследования и направленная на изучение ценностных ориентации, самооценки здоровья и положения в микрогруппе; анкета для определения уровня профессиональной адаптации работающих).

На каждого участника исследования заполнялась карта, содержащая анкетные данные, клинические и социально-демографические характеристики, сведения о педагогическом и профессиональном маршруте. Совокупность данных психологических методов и анкет дает возможность выявить особенности испытуемых. При обработке результатов использовались методы математической статистики, что позволило осуществить не только качественный, но и количественный анализ результатов.

Исследование, например, акцентуаций характера с ДЦП показало, что наличие двигательной патологии, неправильное воспитание, социальная изоляция способствуют закреплению или усилению конституционально обусловленных черт астено-невротического, сенситивного, психастенического типов акцентуаций характера. Астено-невротическая и психастеническая акцентуации рассматриваются как разновидности патохарактерологического развития, на основе которых может происходить невротическое развитие.

Специальная обработка данных патохарактерологического диагностического опросника, проведенная для выявления роли тяжести двигательных нарушений в формировании черт характера при ДЦП, показала, что отмечается нарастание черт астено-невротического типа у подростков с наиболее тяжелыми двигательными нарушениями, а сенситивного - при легких двигательных нарушениях. Это позволяет предположить, что в формировании таких черт характера у детей с ДЦП, как тревожность, ипохондричность, нерешительность, важное место занимает постоянная невротизация в связи с нарушениями моторики. Следствием являются страхи падения, высоты, передвижения, отмечавшиеся у многих обследованных подростков, особенно при тяжелых двигательных нарушениях. У подростков же с легкими двигательными нарушениями на первый план выступают переживания в связи с наличием двигательного и косметического дефектов. Важную роль в происхождении этих переживаний может играть значительно меньшая изоляция ребенка, повышенное внимание окружающих к дефекту и как следствие этого - частая психическая травматизация.

На формирование личности негативное влияние оказывают последствия ДЦП особенно в юношеском и молодом возрасте.

Результаты психологического изучения на этом возрастном этапе показали, что их личность характеризуется высоким уровнем невропатизации, низкой самооценкой, неадекватной оценкой себя как субъекта профессиональной деятельности, феминизацией мужчин.

Сопоставление результатов психологического изучения с данными о тяжести двигательных нарушений показало, что не существует прямой зависимости между психологическим неблагополучием испытуемых и выраженностью двигательной патологии. Были получены парадоксальные результаты, свидетельствующие о том, что тяжелые переживания характерны для лиц с легкими двигательными нарушениями, по данным психологических методик они сближались с членами I группы, а в ряде случаев демонстрировали даже более неблагоприятные показатели. Эти результаты свидетельствуют о существенной роли социальной ситуации, в которой находится человек с ограничениями жизнедеятельности, и возможностями ее субъективного восприятия.

У лиц с легкими двигательными нарушениями психическая напряженность, неудовлетворенность собой связана с трудностями осознания ими своей социальной роли в связи с нечеткостью ограничений, накладываемых болезнью, неоднозначностью ее социальных последствий. Социальная ситуация, в которой находится молодой человек с ДЦП, определяется не только тяжестью имеющихся у него нарушений, но и тем, как он воспринимает и оценивает эту ситуацию. Так, в период обучения их психологические характеристики были более благоприятными. Оказавшись в новой социальной ситуации, участники исследования как бы утратили установки, сформированные педагогами. Родители и ближайшее окружение часто не готовы к продолжению той работы, которую вели специалисты в образовательных учреждениях, недооценивают или переоценивают возможности молодых инвалидов, ориентируют их на полное излечение.

На развитие личности больных ДЦП влияют в основном два фактора:

- внешние, связанные с влиянием среды, т.е. социальное окружение больного;

- внутренние, поражение мозга и как следствие нарушение двигательных функций.

К внешним факторам относятся:

1. Наличие психолого-педагогического воздействия. С раннего возраста и до 16-17 лет многие дети с ДЦП (к сожалению, далеко не все) посещают специализированные детские сады, школы-интернаты, где проводится работа логопедов, педагогов, психологов по коррекции познавательных нарушений, привитию навыков самообслуживания и пр. Постоянный контакт ребенка с педагогами, психологами помогает ему реально оценить свои возможности, сформировать адекватный уровень притязаний, структуру ценностных ориентации. В более старшем возрасте этот фактор при существующем положении вещей отсутствует.

2. Влияние родителей. Оно может затруднять или облегчать процесс социально- трудовой адаптации. Исследование показало, что более 40% матерей испытывают интенсивное чувство вины, склонны к постоянным самоупрекам. В сочетании с действительными трудностями детей в передвижении, самообслуживании это приводит к преобладанию воспитания в условиях гиперпротекции (по имеющимся данным, гиперпротекция отмечена в 70-75%, гипопротекция - примерно в 25%, эмоциональное отвержение - в 3-4% случаев).

Гиперпротекция формирует у ребенка пассивность, выжидательную позицию, неспособность самостоятельно принимать решения, что при неправильной оценке родителями возможностей ребенка в дальнейшем приводит к неадекватным профессиональным намерениям и к краху попыток профессионального самоопределения. При этом, если в период обучения ребенка негативное влияние родителей может смягчаться работой педагогов, то по окончании учебы влияние родителей становится определяющим, поэтому крайне важно, чтобы оно было не деструктивным, а конструктивным (что сейчас, судя по нашим данным, встречается редко), для чего необходима непосредственная работа психолога.

3. Влияние отдельных референтных микрогрупп (сверстников, коллег, работников социальной защиты и пр.). Оно также может быть отрицательным или положительным. Пока, судя по результатам проведенного исследования, преобладает первое. Социально-психологическая адаптация на производстве низка, инвалиды изолированы от здоровых коллег, что отрицательно сказывается на уровне их социально-трудовой реабилитации. Работники социальной защиты, испытывая трудности в оценке возможностей инвалида и его рациональном трудоустройстве, подчас неадекватно снижают его уровень притязаний, трудовую направленность. Наличие своей семьи увеличивает психологический комфорт, что немаловажно, но вместе с тем не влияет на такие неблагоприятные характеристики, как неадекватная самооценка и профессиональные интересы, неконструктивная общая ориентация, не удовлетворяет потребность в эмоционально значимых отношениях.

К внутренним факторам можно отнести следующие:

1. Степень выраженности двигательных нарушений. В поздней резидуальной стадии ДЦП выявляются разнообразные виды двигательных нарушений: уменьшение объема движений; стойкие нарушения мышечного тонуса, приводящие к ригидности конечностей; фиксированные контрактуры и деформации; статико-динамические патологические стереотипы, трудно поддающиеся коррекции.

Под влиянием реабилитационных мероприятий в течение жизни у больных развивается комплекс приспособительных механизмов, обеспечивающий тот или иной уровень компенсации нарушений. Уровень и сроки компенсации различны и зависят от характера поражения (лучше компенсируются при односторонних, хуже - при двусторонних поражениях), тяжести поражения (лучше компенсируются при легкой степени), состояния верхних конечностей (для пользования дополнительной опорой).

В процессе систематического лечения, тренировки двигательных навыков происходит «созревание» управляющих систем и они достигают следующих уровней:

- полной компенсации - передвижение без опоры, в достаточном темпе, без ограничения расстояния, при отсутствии деформаций;

- субкомпенсации - передвижение с устраненной или неустраненной деформацией, способ передвижения с дополнительной опорой, с ограничением в расстоянии и во времени, с наличием контрактур, деформацией, неправильной статики;

- частичной компенсации - передвижение на коляске;

- отсутствии компенсации - неспособность к передвижению.

Сложилось мнение, что трудовой прогноз благоприятен лишь в первых двух случаях. Однако, как показывает опыт, при отсутствии компенсации двигательных расстройств возможны занятия профессиональной деятельностью; даже лица с тяжелыми двигательными нарушениями принимают участие в посильном труде (по различным зарубежным данным, от 30 до 50% больных с тетраплегией и сохранным интеллектом работают или учатся).

2. Состояние эмоционально-волевой сферы и особенности личности. Лиц с ДЦП характеризуют инфантильность, зависимость, эмоциональная незрелость; акцентуации характера по психастеническому, астено-невротическому и сенситивному типу. Их отличает «мозаичность» оценки себя как субъекта профессиональной деятельности, неадекватность профессиональных интересов и внутренней картины болезни (особенно у лиц с легкими двигательными нарушениями - тех, чьи возможности социально-трудовой адаптации, казалось бы, наиболее велики), феминизация мужчин, психическая напряженность, неудовлетворенность собой, деформированная структура ценностных ориентации. Эти черты отрицательно сказываются на возможностях социально- трудовой адаптации. При этом основным радикалом многих отмеченных особенностей служит, как показало данное исследование, депривация потребности в общении.

3. Степень интеллектуального недоразвития. Интеллектуальный дефект при ДЦП носит, как правило, не тотальный, а мозаичный характер и не всегда приводит к структурным нарушениям интеллекта. Интеллектуальное недоразвитие, безусловно, снижает возможности участия в трудовой деятельности, так как затрудняет обучение и значительно снижает круг доступных профессий.

4. Нарушения высших психических функций. В клинике ДЦП значительное место занимают речевые расстройства, препятствующие общению - дизартрия, алалия, заикание. Особенности психических процессов выражаются в нарушениях и конструктивного праксиса, пространственной ориентировки, трудностях восприятия разрядного строения числа; элементах пальцевой агнозии, оптико- пространственной дисграфии и т.п. Эти нарушения нередко остаются незамеченными врачами-экспертами при определении трудовых возможностей, так как требуют специального нейропсихологического исследования, вместе с тем их наличие затрудняет процессы общения и обучения, овладения трудовыми навыками, определения трудового прогноза и трудовых рекомендаций.

Сочетание этих многочисленных факторов может по-разному воздействовать на процесс социально-трудовой адаптации, и, естественно, при стихийном их взаимодействии велика вероятность дезадаптации. Научно обоснованная система воздействия может существенно повлиять на внутренние факторы (за исключением выраженного интеллектуального дефекта), изменить в благоприятную сторону личностные черты, препятствующие процессу социально- трудовой адаптации – ведь в конечном счете именно личностные особенности позволяют в какой-то мере компенсировать тяжелые социальные последствия даже при тяжелых двигательных нарушениях.