ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ЗАБОЛЕВАНИЕМ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА

Исследование данных, позволяющих определить основные направления психологической помощи подросткам с ДЦП.

Анализ результатов психологического исследования с ДЦП показал, что процесс формирования их личности характеризуется качественным своеобразием.

Профилактика и коррекция личностных нарушений у лиц с ДЦП разного возраста должна стать основной целью их психологической реабилитации, под которой понимается восстановление психических функций, адекватного поведения и личности психологическими средствами и методами.

Данные, полученные в исследовании, позволяют определить основные направления психологической помощи подросткам с ДЦП:

- психокоррекционная работа по преодолению трудностей общения и коррекции профилактики отклонений в личностном развитии;

- участие психолога в профессиональной ориентации;

- психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка и подростка с отклонениями двигательной сферы;

- психологическое консультирование педагогов по проблемам познавательной деятельности и личности подростка с целью индивидуализации его обучения.

Опыт психокоррекционной работы и работы с семьей на базе Всероссийского центра реабилитации детей с ДЦП, показал, что многие психологические особенности детей, негативно влияющие на их социальную адаптацию, могут быть сглажены.

Очень важно, чтобы психокоррекционная и профилактическая работа велась постоянно, даже при хорошей результативности мероприятий. Прекращение коррекционной работы с ребенком и его семьей часто приводит к усугублению неблагоприятных личностных особенностей, усилению акцентуаций характера. Содержание работы определяется конкретными проблемами ребенка, выявленными на диагностическом этапе, но с учетом возраста и общей характеристики детей и подростков с ДЦП. Основными задачами коррекции являются: формирование устойчивой адекватной самооценки, повышение социальной активности личности, развитие коммуникативных навыков, формирование уверенности в себе, выработка гармоничной структуры ценностных ориентации. В работе используются и групповые, и индивидуальные формы, причем с учетом проблем социального взаимодействия лиц с ДЦП групповые формы предпочтительнее.

Работа психокоррекционных групп строилась на основе ряда принципов: откровенности и искренности, ответственности при обсуждении, соблюдения интимности. Суть работы группы состояла в том, что в ходе дискуссий под руководством психолога при использовании специальных приемов происходило улучшение психологического состояния участников эксперимента. Содержание дискуссий определялось проблемами, выявленными на диагностическом этапе.

Участие психолога в профориентационной работе с подростками и старшими школьниками с ДЦП осуществлялось в нескольких направлениях:

- диагностика профессиональных намерений и профессиональных интересов;

- профессиональное консультирование, включающее профконсультацию родителей, так как они часто являются источником нереальных профессиональных намерений подростков с ДЦП;

- коррекция нереальных профессиональных намерений. Коррекционная работа проводилась в несколько этапов:

- оценка психологических и физических возможностей школьника с ДЦП, определение его профессиональных интересов и намерений;

- совместное с врачом определение актуальных и потенциальных возможностей, клинических показаний и противопоказаний в отношении возможных профессий; на этом этапе создается примерный перечень профессий с учетом склонностей и функциональных возможностей подростка;

- занятия в группах социально-психологического тренинга, в которых под руководством психолога обсуждаются планы и намерения каждого участника; в ходе дискуссий ведущий стремится расширить представления членов группы о мире профессий, активизировать осознание необходимости правильного профессионального выбора: в группах соблюдается принцип партнерства - подросток должен сам решить вопрос о будущей профессии, а не принять навязанное ему решение;

- параллельно с деятельностью групп проводятся занятия с родителями.

Эффективность социальной адаптации лиц с ДЦП тесно связана с наличием различных видов помощи их семьям, среди которых важную роль имеет психологическая помощь. По мере взросления ребенка необходимость в такой помощи возрастает, так как социальная ситуация в семье непрерывно усложняется.

Можно выделить три уровня качественных изменений, имеющих место в семьях, воспитывающих ребенка с ДЦП:

- на психологическом уровне у родителей, особенно у матери, наблюдается длительный стресс, который часто изменяет ее личность и становится исходным условием изменения жизненного уклада семьи;

- на социальном уровне семья становится избирательной в контактах, нарушаются взаимоотношения между родителями, следствием чего может явиться распад семьи;

- на соматическом уровне у матери под влиянием психогении - переживания по поводу ребенка - возникают соматические заболевания или депрессивные расстройства.

Эти данные, полученные в исследовании, позволили обосновать систему мероприятий, направленных на психологическую помощь семьям, воспитывающим ребенка с ДЦП, которая включает:

- диагностику личностных особенностей родителей, изучение взаимоотношений родителей и ребенка с проблемами в развитии, отношений членов семьи друг с другом;

- обучение родителей необходимым приемам воспитания и доступным им приемам коррекционно-развивающего обучения их ребенка;

- психокоррекционную работу с родителями, особенно матерями, по преодолению переживаний в связи с проблемами ребенка и формированию адекватного отношения к этим проблемам и готовности участвовать в реабилитационных мероприятиях.

В результате этих мероприятий подводятся итоги экспериментального изучения лиц с ДЦП на разных этапах социальной адаптации, осуществляется сравнительный анализ данных, полученных на первом и втором этапах исследования.

Основные проблемы совершенствования комплекса мер по организации непрерывного процесса реабилитации инвалидов Заслушав и обсудив доклад «О совершенствовании реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства от рождения без ограничения возраста» (протокол N 17) от 23 октября 2001 г. коллегия отмечает, что в настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьезную социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья детей характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний.

Решению вопросов, связанных с детской инвалидностью Министерством здравоохранения Российской Федерации уделяется постоянное внимание. Статус ребенка-инвалида впервые введен в России в 1979 г., что определило новые подходы к пониманию проблем детской инвалидности.

В соответствии с нормами Конвенции о правах ребенка 17.06.2000 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. от 22 августа 2004 г.) и Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изм. от 22 августа 2004 г.), повысивший возраст детей для признания их инвалидами с 16 до 18 лет.

В регионах создана медико-генетическая служба, налажено проведение пренатальной диагностики, неонатального скрининга Минздрав России сосредоточил свои усилия на перинатальных аспектах профилактики инвалидности и развитии сети центров планирования семьи и репродукции. В настоящее время их создано в России более 400. Расширяется использование ультразвуковой диагностики беременных женщин.

За счет средств программы «Дети-инвалиды» созданы и оснащены современным функционально-диагностическим и реабилитационным оборудованием такие федеральные реабилитационные учреждения для детей-инвалидов как Реабилитационный центр «Детство» Минздрава России, специализированный дом ребенка с центром реабилитации (г. Апатиты Мурманской области) и другие.

По оперативным данным в системе здравоохранения Российской Федерации действует более 200 медицинских учреждений, в структуру которых входят реабилитационные отделения, кабинеты и т.д. В 254 домах ребенка детям с аномалиями в развитии оказывается комплексная реабилитационная помощь.

Однако увеличение количества детей-инвалидов обуславливает рост потребности в оказании реабилитационной помощи, которую существующая сеть медицинских учреждений не может обеспечить в полном объеме.

Несмотря на растущее число реабилитационных клиник, образовательных учреждений коррекционного типа, санаториев, дневных стационаров и т.д., а также различных благотворительных организаций, проблемы детской инвалидности в нашей стране не теряют своей остроты.

Основными факторами, определяющими недостаточную эффективность комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации ребенка-инвалида, являются отсутствие общепринятых методик в комплексной реабилитации и низкий уровень методического обеспечения реабилитационного процесса. Кроме того, медицинскими работниками недооцениваются социально-психологические аспекты реабилитации, а работниками социальной сферы - необходимость и значимость медицинского этапа реабилитации. Недостаточно развита преемственность в деятельности учреждений различной ведомственной принадлежности, курирующих вопросы, связанные с инвалидностью.

В настоящее время назрела острая необходимость разработки стандартов реабилитационной помощи детям, включающих в себя среднюю продолжительность лечения, психолого-педагогическую коррекцию, приоритетные методики и многое другое.

Существенным препятствием для развития реабилитационной помощи является недостаточное материально-техническое оснащение современным реабилитационным оборудованием детских реабилитационных учреждений. Также нуждается в развитии и совершенствовании существующая информационно-методическая база реабилитации. Многое из имеющегося оборудования не отвечает современным требованиям и не позволяет учесть комплексный характер реабилитации. Оснащение реабилитационных центров не носит системного характера, а использование дорогостоящего оборудования не имеет достаточно обоснованной методической базы.

Как показывает анализ материалов, в ряде территорий Российской Федерации реабилитационная помощь в домах ребенка оказывается в недостаточном объеме и ограничивается лишь проведением физиотерапевтических процедур и медикаментозной терапии.

Пристального внимания требует работа с детьми-инвалидами, проживающими в семьях. С этой целью необходимо обучение родителей навыкам и приемам реабилитации во время пребывания в реабилитационном учреждении, т.е. необходим перенос центра тяжести на реабилитационную работу в семью, что соответствует современным мировым тенденциям.

Перспективной организационной формой реабилитационной помощи детям- инвалидам и их семьям являются стационарозамещающие технологии, которым до настоящего времени не уделялось достаточного внимания. Так, число коек в дневных стационарах всех типов, включая стационары на дому, составляет всего лишь 2% к общему числу детских коек.

Несмотря на наличие многочисленных медицинских учреждений, занимающихся «медицинской» реабилитацией, между ними нет методологического единства, системного подхода по иерархическому принципу, отсутствуют унифицированные программы реабилитации и система оценки эффективности реабилитационных мероприятий.

Наряду с представленными, требуют решения медицинские и медико-социальные проблемы оказания комплексной реабилитационной помощи лицам, являющимся инвалидами с детства от рождения. Система оказания помощи этой категории больных должна базироваться на тех же принципах, что и для детей-инвалидов. Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости совершенствования комплекса мер по организации непрерывного процесса реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов и инвалидов от рождения в учреждениях здравоохранения Российской Федерации.